Епископ Белогородский Сильвестр. ПРОПОВЕДЬ НА ПРАЗДНИК ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ. 27.05.2018

Епископ Белогородский Сильвестр

ПРОПОВЕДЬ НА ПРАЗДНИК ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Произнесена 27 мая 2018 г. в Свято-Троицком храме г. Киева

Епископ Белогородский Сильвестр. Фото КДАиС

В день престольного праздника – Дня Святой Троицы, Пятидесятницы – в Свято-Троицком храме г. Киева (пересечение улиц Жилянской и Шота Руставели) богослужение возглавил епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии и семинарии.

На Божественной Литургии Владыка Сильвестр обратился ко всем со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами, братья и сестры, вспоминаем событие, о котором слышали из только что прочитанного отрывка из книги Деяний апостольских. Так, на пятидесятый день после славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, святые апостолы, собранные в Сионской горнице, сподобились сошествия на них Святого Духа. Святой Дух, сойдя на учеников Христовых, наделил их чрезвычайными дарами, дав им возможность проповедовать имя Христово по всей Вселенной.


Этот день является также и днем основания Церкви


Этот день является также и днем основания Церкви. Ибо, несмотря на то, что апостолы сопровождали Спасителя на протяжении нескольких лет и были при Нем во время основных моментов Его земной жизни, при этом они все же оставались обычными людьми, и объединяло их только то, что каждый из них был учеником и последователем Христа. Дух же Святой, сойдя на апостолов в день Пятидесятницы, изменил их настолько, что из простой группы учеников они стали Церковью, Телом Христовым (см.: Еф. 1:23).


Попытка противопоставить себя Богу закончилась разъединением и рассеянием некогда единого человечества


В богослужебных текстах сегодняшнего праздника проводится интересная параллель между днем Пятидесятницы и хорошо известным нам событием из Ветхого Завета. Одна из стихир гласит,что некогда, в ветхозаветные времена, люди собрались для того, чтобы противопоставить себя Богу. И самым ярким примером подобного собрания является попытка постройки Вавилонской башни, когда люди объединяются для того, чтобы бросить вызов Самому Богу. В результате Господь покарал этих людей, покарал тем, что отнял у них взаимопонимание. В Писании подобное явление именуется «смешением языков». Но здесь не идет речь о том, что появляются новые языки, как, например, украинский, английский или итальянский. Ведь и мы, принадлежа к одному и тому же обществу, говоря на одном и том же языке, часто не понимаем друг друга. И при строении Вавилонской башни разделение языков состояло не просто в факте возникновения новых языков. Нет! Исчезло некое фундаментальное взаимопонимание между людьми, люди стали друг для друга непонятными, они утратили объединяющие их коммуникативные навыки. В результате, все менее понимая друг друга, люди обособились и разделились на племена и народы, создали весьма различные языковые культуры, которые все более и более отдаляли их друг от друга. И в конечном итоге эта попытка противопоставить себя Богу закончилась разъединением и рассеянием некогда единого человечества.


Только Дух Святой может объединить людей во имя Господа


То, что разделено людьми, точнее, их грехом, может быть восстановлено только Богом. Только Дух Святой может объединить людей во имя Господа. И если, как говорится в стихирах сегодняшнего праздника, собравшиеся для построения Вавилонской башни, желая бросить вызов Богу, были разъединены и рассеяны, то собранные в скромной Сионской горнице во имя Воскресшего Господа Иисуса Христа, не ставили перед собой задачу прославить свое имя и потому получили дар объединения. В результате мы видим два общества, противостоящих друг другу: общество собранное вокруг греха и общество, собранное во имя Господа. И если первое отвергается Богом, то второе, естественно, становится духоносным. Общество, собранное в Сионской горнице – это Церковь, которую Господь «приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). И именно принадлежность к Телу Христову является самым сильным консолидирующим фактором в этом мире, так как крепче того союза, который утвержден Богом, ничего быть не может. Именно единство и взаимопонимание – это то, чем отличается общество, созданное во имя Бога от общества, созданного против Бога.

В первом случае люди перестали понимать друг друга настолько, что даже не смогли завершить начатую постройку Вавилонской башни. Во втором же случае Дух Святой, сойдя на святых апостолов, даровал им благодать говорения на языках, так что все, находившиеся в то время в городе, понимали их речь. Можно сказать, что всеобщее понимание апостольской проповеди в день Пятидесятницы говорит не столько о том, что Дух Святой преподал дар говорения языками апостолам, сколько о том, что Тот же Дух подал благодать разумения проповеди тем людям, которые слушали апостолов. Таким образом, Святой Дух сотворил чудо вовсе не с апостолами, а с людьми, которые их слушали, настроив их сердца и души на принятие Евангелия.


Дары Святого Духа даются не одному какому-то человеку – они даются Церкви


Церковь – это общество людей, собранных во имя Господне для того, чтобы возносить имя Господне, прославлять имя Господне и проповедовать имя Господне. И потому дары Святого Духа даются не одному какому-то человеку, они даются Церкви. Следовательно, лишь принадлежа к Церкви, человек может обладать этими дарами. Только будучи в том обществе, которое собрано во имя Христово, которое есть истинная Церковь, человек получает благодатные дары Святого Духа. Один из русских религиозных философов XIX века как-то сказал: «Мы грешим и погибаем отдельно, но спасаемся только вместе». Как можно понять эти слова?


Грех всегда пытается противопоставить, а благодать всегда объединяет людей


Грех, братья и сестры, всегда разделяет. Грех всегда пытается противопоставить, а благодать всегда объединяет людей. И соответственно, каждый раз, когда мы совершаем грех, мы совершаем его, противопоставляя себя и Богу, и Его заповедям, и людям. Ведь грех, приносящий разделение, так или иначе приводит нас к нарушению заповеди о любви к Богу и любви к ближнему. Именно поэтому погибаем мы по отдельности, потому что для грешника в его тесном мирке кроме него самого больше никого и нет. Спастись же человек может только в Церкви, а Церковь – это не один человек, это не только «я», но общество, собранное во имя Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).


В Церкви у каждого свой дар, получаемый от Духа Святого


Есть один Господь. Одна вера. Одна Церковь. Но в этой Церкви у каждого свой дар, получаемый от Духа Святого. Как сказано у святого апостола Павла, Дух Святой один, но дары Его различны (см.: 1 Кор. 12:4). И в каждой Поместной Церкви, в каждой епархии, в каждом храме есть люди с разными дарами. Эти дары не даются отдельному человеку как будто бы только для него одного: Дух Святой подает Свои дары тому или иному человеку для того, чтобы он служил этими дарами своим ближним. Следовательно, каждому дан дар не ради него самого, как иногда мыслят грешники, думая, что то, чем они обладают, принадлежит только им и никому иному. Христианин обладает дарами только для того, чтобы служить ими другим людям.


Дух Святой раздает дары каждому по Своему усмотрению.
Все мы – от епископа до мирян – обладаем различными, но при этом одинаково важными и необходимыми дарами для служения друг другу


В древние времена некоторые считали, что есть дары более достойные и нужные, а есть дары незначительные. И некоторые христиане смущались от того, что не обладают значимыми дарами. Святой апостол Павел говорит, что нет недостойных даров (см.: 1 Кор. 12 гл.). Апостол настаивает, что все дары одинаково нужны в Церкви и при этом сравнивает Церковь с Телом Христовым. Есть ли в теле ненужные члены или органы? Нет. Ведь даже если некоторые скажут, что самый нужный орган – это мозг или же сердце, а остальные не так уж нужны, то это далеко не так. Может ли тело полноценно функционировать, если у него нет руки или ноги? Конечно же, нет. И подобное отсутствие членов обязательно болезненно скажется на всем организме. Даже самое самое крепкое сердце не смогло бы реализовывать свой потенциал с нездоровыми ногами или руками. Дух Святой раздает дары каждому по Своему усмотрению, чтобы человек именно таким даром смог послужить той общине, к которой принадлежит. Поэтому все мы – от епископа до мирян – обладаем различными, но при этом одинаково важными и необходимыми дарами для служения друг другу. При этом отсутствие некоего дара у меня восполняется наличием этого дара у моего ближнего и в результате, составляя единое цельное общество – Церковь – мы ни в чем не терпим недостатка.


Именно в Таинствах Церкви мы получаем возможность приобщиться той благодати, которая лежит в основании нашего спасения


Церковь Христова проявляет свое единство во многообразной деятельности. Служения Церкви разнообразны. Это и милосердие, и помощь нуждающимся, и, конечно же, молитва. Но апогеем проявления действия Церкви в этом мире являются, конечно же, Таинства. Именно в Таинствах Церкви мы получаем возможность приобщиться той благодати, которая лежит в основании нашего спасения. Церковь Христова – это общество, где можно спастись, где можно обожиться, где можно стяжать Духа Святого. Подобная возможность предоставляется нам в Таинствах Крещения, Миропомазания и, конечно же, более всего – в Таинстве Евхаристии. По словам священномученика Киприана Карфагенского, «где Евхаристия – там и Церковь».  Эту мысль подтверждали многие святые отцы, и потому нам следует ее держаться. Через Крещение мы входим в Церковь, через Миропомазание получаем дары Святого Духа, а причащаясь Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, мы тем самым получаем возможность теснейшего общения с Господом и друг с другом.


Церковь Христова – Церковь Святая, Соборная и Апостольская – всегда была тайной


Церковь Христова – Церковь Святая, Соборная и Апостольская – всегда была тайной. И, пожалуй, главная тайна Церкви, братья и сестры, в том, что каждый из нас, собравшихся сегодня в этом святом храме, по отдельности – грешный человек, со своими слабостями, страстями и пороками. Однако будучи собранными вокруг Евхаристической Чаши, мы представляем собой Тело Христа и образуем Святую Церковь. Преподобный Ефрем Сирин говорит удивительные слова: «Вся Церковь есть Церковь спасаемых, и вся Церковь есть Церковь погибающих». Только принадлежа Церкви, только будучи объединены вокруг Таинства Тела Христова и других церковных Таинств, мы получаем нечто, что превосходит нашу греховность: по отдельности мы слабые грешные люди, но собираемые как Церковь – мы «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1. Пет. 2:9). Эту тайну Церкви трудно постигнуть, но она действительно такова – и в этом сила и величие Церкви.


Как Господь наш Иисус Христос после страданий и светлого Своего Воскресения являлся ученикам уже в Своей Божественной славе, в которой всегда пребывал, так и Церковь Христова в День Судный, в последние дни существования этого мира явит свою Божественную славу


Церковь – это общество, в котором присутствует божественное начало, но также есть начало человеческое, проявляющееся в нашей немощи и наших слабостях. Мы знаем, братья и сестры, что Господь наш Иисус Христос, согласно Священному Писанию, стал истинным Человеком, «принял образ раба» и «смирил Себя» (см.: Флп. 2:6-7), то есть, сокрыл то, что Он является Богом, Творцом неба и земли. Во время Своей земной жизни Он утомлялся, жаждал, алкал, плакал, как, например, у гроба святого праведного Лазаря. Его Божественную славу ученики до Воскресения видели только один раз – в момент Преображения. Точно так же и Церковь Христова, будучи Телом Христовым, живя в этом земном измерении, скрывает ту славу, которой обладает от Бога. Она – Церковь, странствующая в земной истории, и потому в ней можно разглядеть человеческие слабости: она плачет, утомляется, страдает. Но это не должно смущать нас, потому что на самом деле Церковь в этой земной истории по большей мере она скрывает свою славу, лишь иногда ее проявляя. Но, как Господь наш Иисус Христос после страданий и светлого Своего Воскресения являлся ученикам уже в Своей Божественной славе, в которой всегда пребывал, так и Церковь Христова в День Судный, в последние дни существования этого мира явит свою Божественную славу, и покажет, что она не просто земное общество, не просто общество людей, о котором можно сказать: «Вот, и у них есть недостатки», но покажет, что она есть Тело Христово, которое на протяжении всей земной истории несло в этом мире благодать Святого Духа. Тогда-то она и будет прославлена, тогда она и будет возвеличена, ведь именно тогда Бог покажет всем, кто в нее не верил и тем, кто от нее отошел, ее подлинные величие и славу, которые она имеет от своего Главы – Господа нашего Иисуса Христа.


Дай Бог, чтобы на всех путях нашей жизни мы в кротости и смирении понимали, что спасаемся не сами, не своими собственными силами, но исключительно в силу того, что принадлежим к благодатному сообществу Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение истины»


Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы с вами были не просто свидетелями, ведь все мы некогда воскреснем и явимся пред лице суда Божия, но причастниками той славы, которую Бог даст Своей Церкви. А для того, чтобы получить участие в жизни Церкви прославленной, мы должны и в этой земной жизни иметь не формальное отношение к ней, но реальное, выражающееся нашим участием в ее святых Таинствах. Дай Бог, чтобы на всех путях нашей жизни мы в кротости и смирении понимали, что спасаемся не сами, не своими собственными силами, но исключительно в силу того, что принадлежим к благодатному сообществу Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

Именно поэтому, в день Святой Пятидесятницы, как день основания Церкви, мы должны помнить, что, действительно, вне Церкви нет спасения, как говорит об этом священномученик Киприан Карфагенский. Кроме того, мы должны помнить еще одни слова этого святого, которые в православной церковной среде давно уже стали пословицей: «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». И пусть эта вера хранится в нашем уме и в нашем сердце, и никто, смущающий нас, да не отклонит нас когда-либо от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви. Аминь!

Просмотры (18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *