История храма

t1Троицкая церковь на ул. Большой Васильковской, 51

Свято-Троицкая церковь появилась на углу улиц Большой Васильковской и Жилянской (современный адрес – ул. Красноармейская, 51) в 1858 году. Это была территория нового района, так называемого «Нового строения». Церковь была перенесена из Верхнего города (современный адрес – ул. Владимирская, 17). Эта мера была вызвана значительными градостроительными преобразованиями, которые проводились в связи с сооружением на Софийской площади дома Присутствующих мест. Свято-Троицкая церковь была «перенесена в Лыбедскую часть, где беспрестанно умножалось число жителей и чувствовалась потребность в церквях, сгрупированных до того почти в одном месте».

Троицкая церковь на ул. Большой Васильковской была освящена 12 октября 1858. Во всех дореволюционных клировых сведениях указывается, что церковь построена «тщением священника Евфимия Ботвииовского, церковного старосты Николая Балабухи, и других благотворителей». «Зданием деревянная, колокольня при ней такая же. Престолов два: один – во имя Пресвятой Троицы, а другой – во имя Великомученика Пантелеймона».

При планировке так называемого «Нового строения» от перенесенной сюда церкви были названы Троицкая площадь (современная прилегающая территория к главному входу на Олимпийский национальный спортивный комплекс), Троицкий народный дом (ныне – Киевский государственный театр оперетты), построенный в 1902 году, а также Троицкие бани, которые действовали с 1893 по 1990-е годы.

В начале 20 в. встал вопрос о строительстве новой, значительно большей по площади церкви. Ведь, по сравнению с 1859 годом, когда церковный приход Троицкой церкви составлял лишь 64 двора, количество паломников увеличилось в десятки раз. Планировалось построить новую церковь рядом с построенным в 1858 году.

Разные по стилю проекты церкви разработали и представили академик архитектуры Николаев В.М., киевский епархиальный архитектор Ермаков Е.Ф., а впоследствии архитектор Крыжановский Д.А. В 1910 году был принят проект архитектора Крыжановского Д.А.

В предреволюционный период Троицкая церковь оставалась двопрестольной, имела двух священников. Церковный усадебный участок составил 1952 кв. саж. В усадьбе был построен каменный дом для священнослужителей, небольшой каменный домик для сторожа и деревянный сарай. Прямоугольная в плане усадьба церкви на плане Киева 1924 года показана в рамках современных улиц Красноармейской и Саксаганского. Кроме церкви и сооружений в этом плане обозначена новая каменная церковь, строительство которой было только начато, но не завершено в связи с первой мировой войной и революционными событиями. Она была разобрана на кирпич в конце 1920-х – начале 1930-х годов.

Послевоенный период

По состоянию на 1934 год под названием «Троицко-Лыбедская» церковь указана в «Списке всех закрытых церквей г. Киева». Впоследствии здание церкви использовалось «под хозяйственные нужды». В те же времена было снесено два банных завершения.

В годы оккупации Свято-Троицкая церковь – это снова действующий храм. В 1942-1943 годах были отремонтированы крыша, проведен частичный ремонт. После освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году «облицовка левой стены церкви произведена заново».

28 сентября 1944 с православной общиной было заключено соглашение об использовании церкви.

В 1945 году «купол церкви деревянной конструкции …восстановлен как новый», одновременно заменены несущие конструкции крыши, отремонтированы частично пол, «кровля и стены окрашены». Однако, по сравнению с дореволюционным временем, площадь земельного церковной участка была уменьшена почти вдвое – в восточной части устроен летний кинотеатр и гаражи.

В послевоенный период церковь имела уже не два, а три престола и 42 иконы, из которых 23, согласно описанию, были обозначены как «старые» (на дереве и на холсте), в частности: «Образ Богоматери« Семистрельная», «Преподобного Серафима Саровского », « Преподобных палестинских », «Корсунской Божьей Матери» и другие. В церкви было 20 лей (больших подсвечников).

На протяжении достаточно длительного времени священниками Троицкой церкви были воспитанники Киевской и Петроградской Духовной Академии:

– Протоиерей Митрофан Григорьевич Вишимирский окончил Киевскую Духовную Академию в 1886 году со степеню кандидата богословия. Служил в Троицкой церкви с 1897 до 1910-х;

– Священник Николай Александрович Колтуновський окончил Киевскую Духовную Академию в 1883 году со степеню кандидата богословия. Служил в Троицкой церкви с 1898 до 1910-х годов;

– Николай Иванович Скорогюстижний закончил Петроградскую духовную академию. Служил в Троицкой церкви в 1950-х годах.

– Последний протоиерей Вертоградский М.Н. также был воспитанником Духовной Академии. Служил в Троицкой церкви до ее закрытия в 1962 году.

Уполномоченный Совета по делам православной церкви при Совете Министров УССР по Киевской области и Киеву в июле 1960 года дал такое заключение о церкви: «Троицкая церковь обслуживает верующих большей частью Московского и Печерского районов. Церковная община очень многочисленная и влиятельная. По количеству церковньих треб она Занимает второе место после Владимирского собора », был «хороший хор», в штате – трисвященника и один диакон. Церковь находилась на значительном удалении от других церквей Киева

В условиях борьбы с религией власти еще в 1960 году начали отбирать у Троицкой церкви здания и прилегающую землю. Согласно приказу от 24.09.1960 года № 392 жилищным райуправлением 29 декабря 1960 было «принято от Троицкой церкви г. Киева два домика площадью 81,5 кв. м, в том числе жилой плоицадью 52,5 кв. метра … и прилегающую к ним площадь улицы: по Красноармейской – 440 и по Жадановского – 1303».

Учитывая, что Троицкая церковь находилась на одной из центральных улиц Киева – «на очень важной магистрали» и в связи с реконструкцией улицы исполком Киевского городского совета принял решение от 25 сентября 1962 года № 1606 «Об изъятии молитвенного дома Троицкой православной общины и сносе этого дома», а также прекратил договор об оренде от 28 сентября 1944 года. Кроме этого в решении было сказано: «предоставить общине право аренды второго помещения». 19 октября 1962 исполком Киевского городского совета направил письмо за №261 «Совету по делам русской православной церкви при Совете министров СССР» (г. Москва) о «изъятие у религиозной общины здания Троицкой церкви г. Киеве и разборке его в святи с реконструкцией улицы и предоставления религиозной обшине права аренды другого помещения». Совет на своем заседании 26 октября 1962 постановил «согласиться» с предложением Киевского городского Совета.

Власть считала, что «открытого выступления ожидать не следует», но, в связи с запланированным сносом церкви, опасалась что они могут «очутиться перед фактом провокационного выступления церковников». Власть говорит о праве аренды другого помещения, однако находит «4 прихожанина», которые подписали заявление от имени церковной общины об отказе от аренды. Таким образом 18 и 27 марта направлены соответствующие письма и принято решение горисполкома 19 июня 1963 о снятии с регистрации «Троицкой православной общины и объединения его с общиной Вознесенской церкви на Демеевке. 5 июля 1963 «Совет по делам русской православной церкви при Совете министров СССР» «согласился» со снятием общины Троицкой церкви с регистрации. Соответствующее решение исполкома Киевского городского Совета депутатов трудящихся было принято от 23 июля 1963 года № 1113. По свидетельству некоторых жителей Киева, церковь была разобрана военными за одну ночь в 1963 году. На месте церкви было открыто летнее кафе, а в 1969 году построен первый в Киеве 16-этажный дом.

Троицкая церковь, которая существовала в Верхнем городе с древних времен до 1858 года.

plan_kievaПисьменных свидетельств о времени основания церкви Св. Троицы в Верхнем городе Киева не обнаружено, поэтому дата постройки церкви не установлена.

Церковь находилась рядом с оборонительными валами, которые издавна окружали Верхний город. Периодически оборонительные сооружения ремонтировали. Наиболее масштабные по объему работы по ремонту, реконструкции и расширению оборонительных сооружений были проведены в 1670-х годах. Архивная документация о ходе этих работ сохранилось и опубликована. Однако, до сего времени никто из исследователей не обратил внимания, что в этих материалах сохранились названия отдельных частей валов, «выводов», ворот и т.п., большая часть которых имеет названия, производные от названий церквей – «Георгиевский вывод», «Троицкий вывод»,«Вознесенский вывод»,«Петровский вывод» и другие.

Особенно важно, что «Троицкий вывод» есть в описаниях существующих киевских укреплений в «верхнем городе» по состоянию на 1673. Также «Троицкий вывод» обозначен на плане Киева 1695 года и находился он неподалеку Троицкой церкви.

Древнейше из обнаруженных письменных упоминаний о церкви в Верхнем Киеве находится в духовном завещании (1690 г.) митрополита Гедеона Четвертинского. По свидетельству известного исследователя середине 19 в. Лаврентия Похилевича в Троицкой церкви хранился «помянник с записями относящимися к 1 июля столетия». Исследователь истории Троицкой церкви, ее настоятель, протоиерей Петр Задерацький в своих «заметках о Старокиевской Троицкой церкви» (1864 г.) считал Троицкую церковь древнее восстановленной в 1674 году Георгиевской, которая была сооружена на месте древнерусского одноименного храма.

Упрощенное изображение Троицкой церкви зафиксировано на плане Киева 1695 года. На этом плане церковь обозначена на северной стороне Верхнего города, возле так называемого поперечного вала, за «конюшенным архиерейским двором». Церковь была деревянная, двухъярусная, одноапсидная, с одним куполом и пристроенной к ней колокольней. В нижнем ярусе колокольни находилась лестница, соединявшая его с храмом.

К началу 18 в. церковь была приходской. С 20 октября 1699 года в Троицкой церкви находилась икона Божьей Матери, которая была перенесена из часовни, пристроенной к одной из сохраненных стен Золотых ворот. Однако для отождествления этой иконы с одним из древних образов церкви Благовищення на Золотых воротах нет достаточных оснований.

В начале 18 в. церковь считалась полковой, старосты избирались из полкових чинов.

По мнению Петра Задерацького уже в 17 в. Троицкая церковь была полковой: “В 17 и 18 веке церковь зта была полковой, Киевского полка. Этот полк, для содержания Караулов Печерских, Львовских и Золотых Ворот, расквартирован был под валом, почти вокруг Троицкой церкви и за Софийским собором, где некоторьие улицы доселе еще названиями своими указывают на место расположения полка, как то, ул. Рейтарская, Стрелецкая и проч. Другой же ближайший к полку приходской церкви не было здесь (нынешняя Гергиевская построена позже)». Таким образом Троицкая церковь сделалась полковой.

Именно за счет всех чинов Киевского полка «зело обветшалая и изгнилая»Троицкая церковь была разобрана и на ее месте в 1731 году была сооружена новая. Исследователи, в частности Петр Задерацький, считали, что при этой перестройке были сохранены каменный престол церкви «едва ли не современньий самому первому построению церкви “.

В 1760 году в церкви был установлен новый иконостас по чертежам российского архитектора Мичурина И.Ф., одного из создателей Андреевской церкви в Киеве (1749-1754 гг.). Петр Задерацький считал, что «Иконостас Троицкой церкви есть как бы модель иконостаса Андреевской церкви. Имя Мичурина как благотворителя храма св. Троицы постоянно поминается в жертвеннике и перед престолом сей церкви за алтарной стеной. Может быть, и кости самого художника (Ивана Федоровича Мичурина) сокрыты тут же, под церковью Св.Троицы, где почила супруга его и некоторые члены их семейства “.

Упоминания о Свято-Троицкой церкви

В одном из разделов «Географического описания города Киева, сочиненного Киевского гарнизона поручиком Василием Ивановичем Новгородцевым» под названием «Ведомость о числе состоящих во всех трех частях города Киева с предместиями церквей и при них свяшеннослужителей и их жен и детей с показанием, когда и кем каждая церковь состроена, учиненная к географическому описанию 1784 года июля 31 дня» содержится общее описание церкви: «4-я. Церковь ружная во имя живоначальныя Тройцы, совместно с придельною колокольней и с оградой вокруг деревянною. На место прежней в 1731-м году зелообветшалой и изгнилой, построена и освящена в 1732-м году, декабря в 20-й день со средств бывшего Киевского полку полковника Роде и всех того полку чинов и прочих доброхотов. При оной церкви: протопопов – 1, с женою – 1, дьякон – 1, дьячок – 1, их жен и детей – 2».

troitskaya_ch2__1_В кратком варианте это описание церкви повторено в «Сокращенной описи особенном географическом описании Киевской губернии …» 1787 года.

В клировой ведомости за 1827 год Троицкая церковь упоминается как “деревянная, без приделов, в приходе душ мужского пола 165, женского 231, раскольников нет”.

Вероятно, без особых изменений, церковь продолжала существовать в течение первой половины 19 ст., то подтверждается описанием церкви за 1846 год, который хранится в фонде церковно-строительного «присутствия» Государственного архива Киевской области. В нем, в частности говорится:

“1. Построена неизвестно когда именно. Можно только догадываться по некоторым памятникам, хранящимся в ней, что такого имени церковь существовала здесь еще в 17 веке … Ныне существующая зданием построена иждивением Киевского полка и его полковника Роде в 1732 году.

2. Зданием деревянная вся. Холодная. В ней устроен теплый придел в 1840 году с доброхотных пожертвований; ветха, но довольно прочна. Колокольня деревянная.

3. Престолов в ней два: большой – главный во имя ГІресвятые Живоначальные Троицы, в теплом приделе во имя Святителя Митрофана, Епископа и Чудотворца Воронежского.

4. Утварью во всем достаточна.

5. Причта при ней положено, по штату 1844 года: священник, дьячок, пономарь и просфорня.

6. Земли при церкви ни усадебной, ни пашенной, ни сенокосной в отводе нет, кроме состоящей под самим зданием церковным, двором и двумя церковными домами в пространстве 940 кв. саж.

7. Собственных домов у священнослужителей нет, причетники имеют помещения в церковном доме.”

Достаточно подробное обозначения местоположения Троицкой церкви и ее описание, когда она была действующей на своем первоначальном месте, имеем благодаря «Заметкам» Петра Задерацкого. Указывая на местоположение Троицкой церкви, он писал: “На плоскости, занимаемой Старым Киевом, по едва заметному склону этой плоскости на юго-восток, почти на половине пространства между Софийским собором и Михайловским монастырем, несколько вправо от прямой дороги стоит ветхая, убогая деревянная церковь Св. Троицы, об одном куполе, с деревянною же колокольней. Несмотря однако же на бедную наружность, внутренность этой церкви отделана благолепно, хотя и здесь все же также носит на себе печать давности… За алтарем этой церкви, перпендикулярно к протяжению ея на восток, в трех саженях от алтарной стены, – приметны остатки земляного вала. Эта земляная стена имела когда-то соединение с высокимы валами, стоящими у житомирской заставы, у Златых врат и простиралась до упраздненных врат Печерских “.

Дополняя показания Петра Задерацкого относительно местоположения Троицкой церкви, историк Николай Закревский в своем фундаментальном труде «Описание Киева», в частности, писал: “под высоким, ныне срытым бастионом, за бывшим конюшенным архиерейским двором. Подле этой церкви старинный Миниховский Бастион делал почти прямой угол, одна сторона этого угла направлялась к северу, а другая к западу. На вершине этого угла стояла Троицкая церковь как бы приютившаяся двумя сторонами своими к бастиону; ее алтарная (восточная) стена отстояла от вала в трех саженях, а южная стена церкви находилась от бастиона не более шести сажень. Выключая купола, она не превосходила высоту земляного вала. Размеры ея были очень скромны: сажень пять в ширину, около десяти в длину …

Рядом с церковью находился погост, занимавший довольно значительную территорию – отдельный квартал (сейчас территория в границах улиц Владимирской, Аллы Тарасовой, Софийской и Михайловского пер.). Церковь изображена на развертках застройки Киева, выполненных в начале 1830-х годов, хранящихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива (г. Москва). В 1830-е годы в Киеве были начаты масштабные по объему работы по перепланировке города, которые проводились в соответствии с Указом Николая 1-го от 17 января 1833 году об утверждении плана застройки и определения размеров Печерского, Лыбидского, Дворцового, Старокиевеского и Подольского полицейских участков города. На новом 1837 года плане Киева Троицкая церковь обозначена уже на распланированном квартале.

В архивном фонде Киевского военного генерал-губернатора сохранилось письмо митрополита Киевского и Галицкого “о неправильной отрезке земли от погоста Старокиевской Троицкой церкви “, датированный 2 августа 1835 года, в котором указывается:” При распланировании в Старом Киеве в прошлом 1834 году дорог и обывательских мест, отнято Киевским уездным землемером Старокиевской Троицкой церкви с передней стороны погоста церковного или цвинтаря 194 квадратных сажени клином земли под дорогу, а прочая принадлежащая церкви земля в квадратном виде, оставлена вся для церкви. Нынешнего же лета землемер, обще с Киевским старшим полицмейстером отделили вновь от означенного цвинтаря земли с южной стороны во все пространство онаго двадцать с половиною сажен для постройки домов, за каковым отделение всего расстояния от церкви до линии, на которой долженствуют находиться сарай и хлевы, оставаться будет от входа в притвор семь саженей с аршином, от алтаря четыре сажени, а от бокового придела две с половиной сажени, чрез что, не говоря о безобразие и неприличии для церкви, самое даже обхождение около оной во время крестных ходов, будет затруднительно стеснено “.

Письмо митрополита было отправлено из канцелярии генерал-губернатора в Киевский строительный комитет, откуда письмом от З0 мая 1835 года сообщили, что проект перепланировки признан “как сообразный с местным положением и удобностию положено привесть в исполнение”. Первоначально Троицкая церковь была однопрестольный, в дальнейшем, начиная с 1840 года – на два престола. Согласно записям «Ведомости о церкви Свято-Троицкой, состоящей города Киева в Старокиевской части», один престол – «во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы, другой – во имя Святителя Митрофана Воронежского во внутреннем теплом приделе». Церковный усадебный участок составил 277 кв. саженей. Рядом с церковью находился деревянный дом для проживания диакона.

Троицкую церковь, которая оказалась рядом с новостройками, было решено перенести в распланированный новый район на территории Лыбидского полицейского участка – «Новое строение». Троицкая церковь в Старокиевской части города была отменена в 1858 году. Несмотря на то, что старая Троицкая церковь была разобрана и церковная земля оказалась на территории частных домовладений (современные адреса улицы Владимирская, 17 и Аллы Тарасовой, 5) участок бывшей церкви оставался незастроенным, на ней хранился первоначальный каменный престол.

Николай Закревский в “Истории Киева” засвидетельствовал: “Почти на половине пространства между Софийским собором и Михайловским монастырем на Старом Киеве, в 122 саженях к востоку от Софийской триумфальной колокольни стоит теперь каменное четырехугольное возвышение, означающее место бывшего престола Троицкой церкви”.

«Престол от древней Троицкой церкви»хранился на своем первоначальном месте еще в начале 20 в. Совет Киевского общества охраны памятников старины и искусства 18 сентября 1912 года своим трем представителям «поручили осмотреть старое Троицкое церковище».

Этот древний каменный престол бывшей Троицкой церкви отмечено в 1881 году на плане усадьбы по ул. Владимирской 17. Однако дальнейшая его судьба неизвестна.

Заключение

Свято-Троицкая церковь почти 300 лет существовала на территории города Киева – первоначально в рамках Верхнего города неподалеку от Софийского монастыря (17 в. – 1858 г.), последние 100 лет (1850-е – 1960-е годы) на ул. Большой Васильковской, 51 (современный адрес – ул. Красноармейская).

Современная градостроительная ситуация, сложившаяся на ул. Красноармейской, 51, позволяет на незастроенной части территории исторической усадьбы Свято-Троицкой церкви отстроить храм за одним из обнаруженных в архивах Киева проектов начала 20 вв. или вновь разработанным проектом. Согласно решению исполкома Киевского городского Совета народных депутатов от 16.07.1979 № 920, распоряжение Киевской городской государственной администрации от 17.05.2002 № 979 (приложение 1, п. 3.2.1.) участок усадьбы Троицкой церкви расположена в пределах зоны регулирования застройки 2 – ой категории.

В пределах зоны регулирования застройки 2-й категории:

– запрещается проведение земляных, строительных работ без разрешения Главного управления охраны культурного наследия Киевской городской государственной администрации;

– Допускается новое строительство с сохранением основных приемов, характерных для исторической застройки, традиционного исторической среды памятников, при этом регламентируются высота, масштаб нового строительства, применения строительных материалов и их характер, отделки фасадов зданий или сооружений, их пластика, цветовое решение, характер кровель и др. архитектурно-художественное решение, а также благоустройство и озеленение территории;

– При проектировании необходимо учитывать историко-архитектурную и градостроительную ценность каждого здания и сооружения, композиционный характер традиционной среды;

– Все проекты должны согласовываться с Главным управлением охраны культурного наследия Киевской городской государственной администрации и Киевским городским Советом Украинского общества охраны памятников истории и культуры.

Просмотры (4105)